Странная женщина



"Какое кино умели снимать в Советском Союзе…
   В 74 года человек знает, о чём надо снимать фильм, знает, что можно сказать зрителю. Юлию Райзману было 74, когда он снял «Странную женщину». И рассказал, какие люди бывают. Бывают сексуальные партнёры. Бывают деловые люди. Бывают одинокие. Бывают семейные. Те, кто живёт с нелюбимым человеком. Те, кто порхает. Бывают гордые и несчастные девочки, которые думают, что всё уже знают про мужчину и женщину. И бывают, по Райзману, странные люди, которые мечтают о любви. Его странная женщина странная только для окружающих. Они не понимают, как так — бросить семью, мечтать о любви. А зачем тогда Лиознова так заканчивает «Три тополя на Плющихе»? Зачем Райзман так заканчивает свою «Странную женщину»? Потому что эти режиссёры знают, что в жизни самое важное.

Поискал, что пишут на форумах зрители этого фильма. Чаще всего негодуют: да как она могла, да ведь семья у неё была «нормальная». Сами живя в «нормальных» семьях, эти люди не в праве требовать такой же пошлости от других. Они смотрят фильм Райзмана и сами не видят, что фильм в том числе про них, про недолюбленных и недолюбивших. Не умеют потому что. Даже после такого фильма не умеют.

- Какая такая любовь? Мы ведь не маленькие! - слышно в фильме. Слышу я вокруг. Оказывается, люди очень хотят быть взрослыми, боятся эмоций, а рыцарство тем более считают архаизмом. Оказывается, дела и деньги бывают поважнее семейного тепла. Нам ведь кажется, что раз есть семья - значит всё прекрасно. И некоторые из нас забывают, что семья требует ежедневной заботы друг о друге, тепла, добросердечия. Требует отключенных телефонов, выключенных компьютеров. Да какое право я имею сидеть в Живом Журнале, когда мне надо обнять моего любимого человека, пришедшего с работы?..

Почему-то людей, способных любить, большинство называет «сумасшедшими», «странными». Но на то это и большинство, чтобы не обращать на него внимания. Или еще говорят: такого не бывает, невозможно без ссор, невозможно без «ведущий-ведомый». Но если вы этого не испытали, откуда вы знаете, что невозможно? Возможно. Райзман снимает об этом фильм. А зрители ругают эту «действительно странную» женщину. Но есть некоторые зрители, которые понимают, что хотел сказать режиссёр. Этих зрителей я обожаю - они большие умницы и не фыркают, когда герой становится на колени посреди улицы. Эти умницы знают, что главная героиня тысячу раз права, так как они живут по тем же законам. Только не в кино, а в жизни.

И конечно, в советском кино умели снимать финалы…"
   

"Женя какая-то сопливая дура."
   

"Нет таких Юр в жизни."
   

"Главная героиня, по-моему, просто эгоистка. Самое главное в жизни у нее - это она сама, любимая. Она - женская версия "бабника". Некоторые мужчины, как горные козлики, скачут от одной дамы к другой, руководствуясь в основном целью "физиологического разнообразия". Некоторые женщины, вероятно, делают тоже самое, но только под лозунгом истинных чувств и большой любви - что объясняется естественной разницей психологического восприятия интимных отношений между мужчинами и женщинами.

Наша героиня прожила с мужем 14 лет; надоело, завела другого, разрушила семью. Когда отношения с другим приняли привычную повседневную форму, она снова сменила обстановку. И так далее, дальше еще хуже. *NO*

Интересен контраст между буржуазной советской жизнью в большом городе и простой консервативной провинцией. И то, как главная героиня лицемерно ведет дискуссии о нравственности и ответственности с молодым поколением.

И еще, на радость прекрасного пола, Юры всё ещё существуют и в наше время. И убивают из-за ревности и самоубиваются из-за неразделенной любви и по сей день. Однако, следуя естественному отбору, данные человеческие "качества" несомненно исчезают из нашего генотипа."

"Что же до моего личного ощущения этого фильма, его идеи, то для меня ее смысл заключается в поиске. Из чего следует, что главная героиня ничего не делает, не стремится к чему-то новому? На мой взгляд, ее не устраивает не только личная жизнь, и бежит она не только от нее, но и от своей работы. Ей кажется, что в провинциальном городке хотя бы ее профессия приобретет более, не то чтобы весомый, более истинный смысл что ли)) она и приобретает, не не только и истинный вид, но и насущный, а он малопривлекателен... Вот здесь она и начинает понимать, что рациональными мерами пустоту в душе не заполнишь..."

"Очень понравился мне этот старый фильм. Мысли которые он несет глубоки и необходимы каждому человеку.
   В фильме звучат слова «Почему-то мы стали бояться больших чувств, стыдиться настоящей большой любви, вот и начинаем подменять ее мелкими интрижками, грошовыми однодневными радостями! Это по моему самое страшное, что только может быть…» Ему возражают «Что ж тут страшного?». Возражают насмешливо, с издевкой.
   Молодой человек отвечает «Потому что человека это калечит, он становится циником, хамом, приучается наплевательски относится абсолютно ко всему, не говоря уже о женщине или о любви!».

В центре фильма Женщина, женщина, которая понимает — чувствует, что ее жизнь проходит зря, пусто. Она хочет любить. Она хочет быть Женщиной!

«Не преувеличивать значение чувств!» — говорит он ей. А она не понимает его, не понимает, как можно жить вот так, не придавая значения. Она говорит «Смотреть на женщину как на очередного партнера!? Как на коллегу по постели!? Это по-твоему правда!? Знаешь в чем ужас!? Ужас в том, что вы действительно забыли как завоевывать любовь женщины! Как мучаются, теряют голову, ревнуют как борются за нее!»

Поймала себя на мысли, что Женя права, что мы забыли - забыли, что любовь себе ничем не заменишь, ибо Любовь не терпит подмен, так же как и счастья во что бы то ни стало, потому, что если во что бы то ни стало, то это уже и не Любовь…

«Со шпагой в руке? Вернуться к рыцарским временам?» — улыбается он, словно она кажется ему… немного смешной и немного наивной, хотя и очаровательной бунтаркой.

Женя бунтует, боится остыть, боится стать как все, очерстветь, смириться. «Ну вот обьясни мне пожалуйста, почему в этом вашем знаменитом Юнеско есть огромнейшая комиссия по охране окружающей среды, и нет хоть какой-нибудь захудалой комиссии по охране человеческих чувств?!». Мудро. Действительно, почему нет такой комиссии? Чувствами надо дорожить! Помните, Грегори Лемаршаль поет «Я живу и это прекрасно! Я люблю и надеюсь, что ты будешь нежна!» Вот, что делает человека Человеком - способность чувствовать, дарить тепло, улыбаться.

Прекрасный фильм, я приятно удивлена."

"Ведь это не важно - ушла от мужа или не ушла. Главное - явить миру чудо. А уехать к маме и всё бросить - это ещё не чудо. Это просто выживание, несогласие. Даже депрессия - это не чудо. Депрессия - это конечно не так просто, но не чудо. Она не сохранила веру в любовь. Да, явился такой Юра. Но она не распознала любовь. И продолжает вычислять, а будет ли это ей удобно. Даже с мужем она рассталась, потому как там задавили её волю. Но не ту Волю с большой буквы, а волю властвовать. Волю-гордыню. Она же адвокат. Она всё продумывает, по закону, в обход закона, но продумывает. Там был тонкий момент в фильме. Момент объяснения в квартире любовника, когда тот узнал, что она ушла от мужа. Он тоже всё вычисляет и она как близкая ему натура поняла это. Они не сошлись окончательно, потому как оба вычисляют - он потому что аналитик-электронщик, она - потому, что юрист. Она поняла, что там нет места тайне двоих. И поняла это моментально, в один момент отказась от выбранной линии защиты как опытный юрист - мгновенная реакция. Она как адвокат понимает, что должна быть территория любви - место тайны. Почему как адвокат? Да потому, что такие же отношения станавливаются между адвокатом и подзащитным. Некая подсознательная склейка между двумя людьми. А вот молодой Юра, пожалуй, может держать эту склейку и её мать на это надеется, увидев Юру в окне вагона."

"Фильм не из тех, о которых будут говорить в курилках, которые будут шумно обсуждать на переменах в школе, которые цитируют. Он даже почему-то не из тех, которые смотрят, чтобы казаться образованней, хотя лично для меня вот это непонятно. Нет, он просто говорит о простых людях. О людях вообще, о порядочности, непорядочности, черствости, чувствительности. Ой, что-то много слов красивых. Я смотрела его сто раз и еще столько же посмотрю. Не буду рекомендовать, каждый сам в состоянии решить, что ему смотреть. Но фильм хороший. Про отношения."

"Наверное, это может показаться странным - у женщины есть всё, кроме любви. И она "бросается в омут с головой". На деле же оказывается, что мужчина, которого Евгения полюбила, не достоин этих чувств. И снова она уходит в никуда, ото всех. Когда же молодой мужчина влюбляется в неё, готов на всё ради любимой, Женя снова бежит, но в этот раз кажется, что бежит от себя.
   Мне главная героиня понятна, разделяю её чувства (почти все, например, вселенская гордость удивляет).
   В Евгении есть стержень, она создает впечатление "стальной", безэмоциональной, но это не так, в её душе горит огонь (это желание любить и быть любимой).
   И остаётся один лишь вопрос: почему, когда счастье могло быть так близко, она от него убежала и вернулась в обыденность. Страх, скорее всего, страх снова обмануться и испытать душевную боль. И как часто мы отказываемся от чего-либо боясь, что не сложиться, не получиться?

   Такая уж ли она странная... эта женщина?.."


жанр:  мелодрама
автор сценария:  Евгений Габрилович
режиссёр:  Юлий Райзман
оператор:  Наум Ардашников
композитор:  Роман Леденёв
в ролях:  Ирина Купченко, Юрий Подсолонко, Василий Лановой, Олег Вавилов, Антонина Богданова, Татьяна Говорова, Валерий Тодоровский, Светлана Коркошко


 Вам что-то не понравилось на нашем сайте? Пожалуйста, напишите нам об этом!